Последние новости
Новости образования /

Устаревший механизм-контрольные цифры приема

В 2007-2009 годах в 31 регионе России были реализованы комплексные проекты общего образования, во многом изменившие облик нынешней школы. С 2011 года аналогичные действия предполагается развернуть в области профессионального образования. О сути преобразований говорит в интервью РИА Новости научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

- Александр Изотович, какова цель комплексных проектов модернизации профобразования?

- Создание прочной связи между образованием и социально-экономической политикой каждого региона. Для этого понадобится создать систему экспертной оценки состояния экономики и рынка труда в регионах и новую систему оценки качества обучения в вузах. Будет видно, насколько образование в данном заведении отвечает потребностям экономики и общества. Ни для кого не секрет: сейчас профессиональное образование, как высшее, так и среднее, не во всем отвечает этим потребностям.

Во-первых, у нас слабо развита система прогнозирования состояния экономики и рынка труда. Вся система профобразования рассчитана на традиционно сложившуюся структуру производства, которая в ряде регионов неконкурентоспособна. Поэтому так вышло, что вузы и учреждения начального и среднего профобразования в ряде регионов по-прежнему готовят огромное количество специалистов для отраслей, находящихся в состоянии упадка: для отсталого машиностроения, сельского хозяйства, деревообрабатывающей и лесотехнической промышленности. А, напротив, перспективные отрасли, например IT, логистика, не получают нужного количества профессионалов. Или наоборот: отрасли нуждаются в принципиально по-новому подготовленных специалистах, а вузы держатся за десятилетиями сложившиеся "специалитеты", не желая "вытаскивать" кризисные сегменты экономики региона. Так что многие учатся лишь "ради корочки", а не для реального участия в подъеме экономики.

Во-вторых, у нас слабо развита университетская наука. Нет связи образования, научных исследований и практики. Многие преподаватели до сих пор, к сожалению, читают лекции по конспектам тридцатилетней давности.

- Как будут развиваться проекты? Кто в них примет участие?

- Детали еще не все определены. Но это будут 10 регионов, отобранных на основании конкурса. Формат заявки пока до конца не разработан, обсуждается точный состав участников. Проект рассчитан в первую очередь на вузы, но, скорее всего, в нем примут участие и учреждения среднего и начального профобразования. Есть мнение, что должны участвовать и школы, и даже детские сады. Я полностью поддерживаю такой подход: ряд надпрофессиональных компетенций, важных для специалиста, формируются в детском саду и начальной школе. Однако будут ли реально школы и детские сады участвовать в проектах, еще не ясно.

Каждое учреждение укажет в заявке, каким образом оно предполагает расходовать средства, выделенные ему в рамках проектов. Все учреждения-участники должны будут перейти на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование. Кроме того, каждое учреждение должно будет разработать новую систему оценки качества обучения.

- Уже известно, какую модель новой системы оплаты труда предстоит внедрять?

- Известны общие требования: наличие базовой и стимулирующей частей. Дальше все могут включать в модель то, что им представляется правильным. Я очень надеюсь, что в конкурсе победят проекты, где в базовой части будет оцениваться научный авторитет преподавателей, их опыт исследовательской, практической работы, иначе переход на новую систему оплаты труда в значительной мере потеряет смысл.

- Если проекты будут иметь самый широкий охват — от вузов до детских садов — не возникнет ли проблем с управлением?

- Проблема управления есть всегда. Но координация сама по себе не трудна, достаточно иметь офис управления проектами в регионе – для координации экономической политики региона и проектов в области образования.

Гораздо большую трудность я вижу в том, чтобы принципы проектного финансирования привести в соответствие со сложившимися процедурами бюрократических согласований. Как показал предыдущий опыт, есть много административных трудностей при переводе образовательным учреждениям дополнительных средств. Проекты предполагают значительную самостоятельность учреждений, в том числе в распоряжении финансами, а на практике ее пока нет...

- Какими будут ближайшие результаты?

- Введение системы финансирования вузов не только по объему, но и в соответствии с качеством услуг. Я считаю, что это следовало сделать давно — механизм контрольных цифр приема устарел. И, я надеюсь, система оценки качества, какая будет предложена участниками проекта, свяжет востребованность выпускников на рынке труда, уровень их зарплат и другие актуальные задачи экономики. Очень не хотелось бы, чтобы дополнительные средства ушли на подготовку специалистов для неконкурентных отраслей.

У нас находят:
  • контрольные цифры рудн 2012
  • оплата труда по системе грега
  • адамский эврика новая система оплаты труда
имя


Популярые сообщения